Видео Дед Мороз

Трагедия Олега Даля: гений и алкоголь

Олег Даль стал одним из символом российского кинематографа. Его нельзя назвать красавцем с точки зрения современных канонов мужской красоты, но его обаяние и талант и сегодня мало кого оставляют равнодушным.

Самый обаятельный «сказочный» солдат, Женя из легендарной ленты «Жени, Женечки и «катюши», шут из «Короля Лира»… Героев, сыгранных Олегом, можно перечислять до бесконечности. Счастливый в карьере, гениальный актер был не столь удачлив в личной жизни.

Олег родился в городе Люблино в Подмосковье. Род его отца восходит к знаменитому лингвисту, составителю словаря Владимиру Далю. Однако сам родитель будущего актера был далек от лингвистики, он служил на железной дороге и занимал почетную должность. Мама Олега была учительницей, а помимо талантливого сына, супруги воспитывали его старшую сестру Ираиду.

Даль рос обычным подвижным мальчишкой. После войны (а он родился за месяц до вторжения фашистов в СССР), стал увлекаться спортом – играл в баскетбол. На одном из занятий ребенку стало плохо, после чего выяснилось, что у Олега врожденные проблемы с сердцем. Врачи тут же запретили ему спортивные нагрузки.

Подростком он заинтересовался искусствами. Особенно увлекала Олега литература, но и изобразительное искусство пылкий юноша тоже не обделял своим вниманием. На школьных занятиях мальчик впервые прочел «Героя нашего времени». Печорин так поразил его, что Далю захотелось и самому стать этим знаменитым героем. Тогда он и не подозревал, что 15 лет спустя с блеском справится с этой сложнейшей ролью.

Впрочем, юный Даль достаточно рано понял, что хочет стать артистом! Своими догадками юноша поделился с родителями, но те восприняли планы сына в штыки, сказав, что заработки людей этой профессии слишком непостоянные, да к тому же Олег картавит!

Поступать после школы он поехал, поссорившись с семейством. Читал на вступительных в «Щепку» Гоголя и своего обожаемого Лермонтова, и с первого раза поступил. Природную картавость, которая преследовала парня с детства, упорными занятиями речи Олег исправил уже на младших курсах.

Он был одним из самых талантливых студентов, потому его и выделили артисты «Современника», пришедшие посмотреть выпускной спектакль. Олегу предложили показаться главному режиссеру (им тогда был Олег Ефремов), и тот взял молодого актера в труппу.

Даль быстро влился, ведь «Современник» всегда пропагандировал свою обособленность и на расстоянии чувствовал природное благородство артистов. Врожденная интеллигентность, тонки черты, синие глаза и изящные руки – вот что, помимо таланта, помогло артисту попасть именно в это театр. Однако целых пять лет актеру доверяли лишь роли второго плана.

Его драматическую харизму показала всей театральной Москве Галина Волчек, когда поставила «На дне» и пригласила Даля на роль вора Васьки Пепла. Он по-особенному готовился к ней. Долгими вечерами бродил со своей партнершей Аллой Покровской по Москве, обсуждая тонкости, все грани характеров их персонажей и однажды сказал, что она должна сыграть пугливую козу.

Алла оторопела: из уст такого интеллигента услышать сленг было по меньшей мере странным. Когда Олег стал объясняться, выяснилось, что он и не собирался использовать сленг. Даль действительно героиню Аллы ассоциирует с этим животным, вот и просит наделить ее дикими, животными замашками.

Олег всегда считался больше театральным, чем киноактером. Вот и перемены в личной жизни стали случаться с ним в театральной среде.

Первой значительной любовью Даля была Нина Дорошина. Актриса, известная зрителю по одной из главных ролей в кинофильме «Любовь и голуби», она сыграла там Надежду, мать семейства, которое находится в центре повествования.

Даль срочно решил жениться. Актриса была представлена семье жениха, свадьба назначена. Но, по воспоминаниям сестры актера, прямо на торжестве Нина куда-то исчезла, а вместе с ней скрылся и Олег Ефремов.

Не было сомнений: они пропали вместе и не появлялись долгое время. Половину вечера на собственной свадьбе актер пробыл один, пока невеста так же внезапно не появилась снова. Вслед за ней в толпе гостей вдруг обнаружился и Ефремов.

Олег не сомневался в предательстве любимой и в отместку сам исчез куда-то после свадьбы на целых три дня. После взаимных исчезновений молодые прожили вместе еще неделю. Видимо, прояснить отношения у них так и не получилось, потому, что через неделю они просто разъехались.

Это происшествие было одним из тех, которые будут ломать артиста и постепенно делать его характер таким, каким Даля вспоминают близкие: тяжелым, негибким, бескомпромиссным.

Он уже снялся в нескольких кинофильмах и стал известным, он уже формировался, как человек с неуемным темпераментом и бесконечной тоской в глазах, который будто съедает себя изнутри, будто и сам не знает чего ему хочется от жизни, когда встретил свою вторую жену – актрису Татьяну Лаврову.

С ней совместное счастье тоже не задалось. Он уже начал показывать свои негативные качества и мало-помалу прикладываться к бутылке. Она, тоже творческая и темпераментная актриса, не смогла этого терпеть, к тому же и сама требовала повышенного внимания. Они быстро разошлись.

В жизни Олега Даля не было много женщин. Его друзья вспоминают: ходоком Даль не был. А взрослея, действительно, скорее стремился домой, в семью. А может, дело было в его третьей жене, Елизавете Апраскиной, с которой он познакомился, работая на съемках «Короля Лир».

Лиза работала на кинофильме монтажером. Он сразу положил на нее глаз, а отказаться от стремительного красавца, в котором, по воспоминаниям близких актера, всегда чувствовалось мужское начало, было совершенно невозможно.

После свадьбы молодые устроились у Лизы – жили с ее мамой в совсем небольшой квартире и только значительно позже семья получила свое, более просторное жилье. С этим тоже связана целая история.

По словам вдовы актера, приходя домой, он никогда не начинал беседы, пока не вычистит свои ботинки, был у него такой пунктик. Вот и в этот день он натирал их с особой тщательностью, а потом заявил: «Едем смотреть новую квартиру. Вот ордер».

Дом, куда Даль привез жену и тещу строился для старших военных чинов. Квартиры огромные, окна – на кремль, район – залюбуешься. Когда семья впервые вошла в последнее жилье Олега, комнаты были залиты полуденным солнцем.

Супруга Даля отмечала: в новой квартире он стал лучшим семьянином. Тогда он уже по-настоящему беспробудно пил, но даже пьяным, обобранным до нитки уличными хулиганами или собутыльниками (приходил порой без обуви, без верхней одежды), глубокой ночью и рано утром, всегда шел домой.

Был ли он счастлив? В любом случае со своей Лизой – намного больше счастлив, чем в другие периоды своей жизни.

Нервный и взрывной, талантливый Даль всегда был как будто надломлен где-то глубоко внутри, но сильнее всего его печоринская отчужденность, ощущение бессмысленности бытия стала проявляться после смерти Владимира Высоцкого. Именно на похоронах он предсказал себе смерть: «Я следующий», — говорил актер, истерически хохоча.

У них были непростые отношения, но после похорон великого актера и музыканта Даль как будто понял, как близко рядом с жизнью ходит смерть. Эта мысль меняла его на глазах. Вечное театральное определение: «он болен манией совершенства» теперь стало походить на настоящий диагноз.

Олег Иванович стал более требовательным к другим, но самого высочайшего результата он всегда пытался добиться от себя самого.

После очередного запоя Даль согласился «вшить торпеду» — закодироваться от алкоголизма принятым тогда способом. Он был на гастролях в Киеве, когда, выходя из-за столика в ресторане пояснил: «Пойду к себе умирать». Актеры, с которым гастролировал Даль решили, что это очередная порция черного юмора от маэстро.

Утром Олега Ивановича нашли мертвым на полу в своем номере. Официальным диагнозом была «остановка сердца», а коллеги по цеху констатировали: вернувшись из ресторана, он выпил бутылку водки. В момент смерти на его лице отпечатались спокойствие и улыбка.

Еще больше интересного здесь

Источник

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Трагедия Олега Даля: гений и алкоголь